История предприятия
Нюрбинский отряд, на базе которого был создан Мирнинский отряд, был укомплектован современной по тем временам авиационной техникой, работали хорошие летно-технические кадры, подготовлен был и способный командный состав. На смену ветеранам, пришли молодые, любящие своё дело специалисты. Но дальнейшему развитию авиапредприятия мешало отсутствие взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями. В связи с этим и возникла идея перебазировать часть личного состава и самолетно-вертолетного парка в город Мирный, создать на этой базе новый Мирнинский авиаотряд, для непосредственного обслуживания нужд "Якуталмаза", "Вилюйгэсстроя" и в целом Мирнинского района.
Принципиального согласия
добились относительно быстро. Но, учитывая, что создание прочной базы в Мирном
за счёт собственных средств невозможно, необходима
большая помощь объединения "Якуталмаз", командование авиапредприятия начало
переговоры.
|
Большая поддержка была оказана и городским комитетом партии, Горисполкомом.
Начальником аэропорта Мирный назначается Анатолий Иванович Большаков, который должен был организовать и обеспечить строительство стоянок для самолетно-вертолетного парка, жилья для переведенного из п.Нюрба летного, инженерно - технического состава”
Для организации летной работы и выполнения полетов в Мирный были переведены Г.И.Серёдкин, А.Г.Кулябин, В.М.Козлов, Л.А.Остапчук, В.В.Пустовой, П.Е.Иванченко. Инженерную службу возглавили С.И.Городницкий, В.М.Митрофанов, В.М.Колесов, П.К.Баев, Н.И.Клименко, В.И.Дужий.
В службу связи прибыли Драгун А.В., Воробей И.Е. К этому времени и в Мирном были свои опытные специалисты : В.И.Трушенков, И.И.Чапышев, А.И.Евдокимов, Е.И.Гуляев, А.Т.Шушарин, А.А.Бабенко, Н.А.Голубев. Из Ленска были приглашены пилоты Г.В.Сергин, Н.И.Ходоя, Д.А.Берёзкин, В.Н.Химин, Д.Г.Марченко из п.Нюрба Б.М.Должиков, В.Ф.Старовойтов, Е.Т.Мороз, А.И.Тебякин, С.В.Качин-Пуло, С.Д.Краснов, В.А.Орлов, В.Н.Чернобай и др.
12 апреля 1971 года приказом Министра ГА № 17 Нюрбинский объединенный отряд был переименован в Мирнинский. Возглавил его Кузаков Владимир Васильевич. На этот период уже полностью сложился хороший коллектив с опытным и в тоже время обновленным командно-руководящим составом. 192 летный отряд возглавил А.Г. Кулябин, его заместителем был назначен П.П.Бреус. Командиром АЭ транспортной авиации назначен Ручков Н.И., а вертолетное подразделение возглавил В.М.Козлов. В 1980 году на базе вертолетной эскадрильи был создан 402 летный отряд, а его командиром назначен Зотов В.П. Была создана авиационно-техническая база авиапредприятия, её первым руководителем назначен С.И.Городницкий, его помощниками стали П.К.Баев, В.М.Колесов, В.С.Ковалёв, Н.А.Голубев, В. И. Свистельников, А.В.Мартынов. Службу движения возглавил Евдокимов А. И., коллективом службы связи руководил Драгун А. В.
В целом предприятие возглавили : В.В.Кузаков - командир, А.М. Резунов- зам.по политчасти, Ю.А.Рахманов - заместитель по организации летной работы, Большаков А.И. - заместитель по наземным службам - начальник аэропорта. Благодаря слаженной работе руководства авиапредприятия и его коллектива, отряд прочно становился на ноги, успешно решал сложнейшие задачи по авиационному обслуживанию всего Западного региона Республики. На этот период в его состав входило 10 приписных аэропортов : Ленек, Чернышевск, Айхал, Удачный, Саскылах, Вилюйск, В.Вилюйск, Сунтары и более 20-ти посадочных площадок.
Это было одно из самых крупных авиационных подразделений в Якутском УГА с численностью работающих около 3500 человек. Отряд располагал большой разнотипностью авиационной техники - это самолеты АН-2 , ИЛ-14, ЛИ-2, АН-24 , вертолеты МИ-4, МИ-8 , МИ-6, управлять таким хозяйством было не просто и 28 февраля 1972 года произошло выделение из Мирнинского объединенного отряда а/п Нюрба и на его базе создан Нюрбинский объединенный отряд.
В конце 1971 года В.В.Кузаков по личной просьбе освобождается от должности командира Мирнинского ОАО и работает командиром самолета Ил-14. Затем по состоянию здоровья он уходит на наземную работу, отдаёт всего себя воспитанию молодого поколения, возглавляя яхт-клуб. 5 октября 1992 года его не стало среди коллектива авиаторов, с чувством огромной благодарности и глубокой скорби Мирнинские авиаработники проводили его в последний путь.
Командиром авиапредприятия назначается Кравец Александр Иванович, много лет до этого возглавлявший один из Ленинградских авиаотрядов спецприменения. В этот период предприятие окрепло, пополнилось новыми самолетами АН-24 и АН-26 . Была проведена реконструкция взлетной полосы, приступили к строительству бетонной полосы в а/п Полярный. Мирнинский аэропорт стал принимать пассажирские самолеты ИЛ-18, грузовые АН-22 в зимний период времени. Перед авиацией была поставлена сложная задача по завозу оборудования для строительства крупнейшей в Союзе обогатительной фабрики № 12 в поселке Удачный. С этой работой коллектив Мирнинских авиаторов справился с честью. Здесь неоценима заслуга первого начальника а/п Полярный Резникова Тимофея Александровича и всего молодого, на тот период коллектива, который практически в полевых условиях сумел обеспечить прилет самолетов АН-12, АН-22 с грузами круглосуточно.
Нельзя не вспомнить работников службы связи Сидорчука В.Я., Усова Н.И., Воробей И.Е., которые в кротчайшие сроки установили радиотехнические средства, которые позволили принимать воздушные суда с оборудованием для строящейся фабрики. Не простые задачи решал коллектив Мирнинских авиаторов и по обслуживанию геологических экспедиций, а их было несколько, самая крупная "Среднеленская", "Амакинская", "Ботуобинская", "Чернышевская", "Витимская". Эту задачу выполнял 402 летный отряд, имея на эксплуатации вертолеты МИ-4, МИ-8 и самолеты АН-2 . Летным составом этого подразделения. В год налетывалось от 15-20 тысяч часов. И труд авиаторов не пропал даром. В период с 1975 г. по 1980 год было открыто ряд крупных месторождений нефти и газа в районе Ленска, Витима и Мирного.
С получением самолетов АН-24 и АН-26 расширилась география пассажирских перевозок. Были введены рейсы которые связали г.Мирный с городами Алма-Ата, Новосибирск, Омск, Иркутск.
Самолеты
АН-26
, удовлетворяя нужды алмазников, летали практически по всей территории союза.
Первыми освоили полеты на новой по тем временам
авиационной технике, самолеты
АН-24,АН-26, Ручков Н.И., Краснов С.Д., Петрухин В.А., Литовченко В.В., Остапчук
Л.Н”, Иванченко П.Е., Пустовой В. В. Первыми командирами на вертолетах №-8
были Тебякин А.И., Должиков Б.М., Чижиков А.Н., Солонец Е. Сейчас их воспитанники
успешно продолжают начатое дело, осваивая новую по- сегодняшнему дню авиационную
технику : самолеты ТУ-134
, ИЛ-76
и вертолет МИ-26
, Среди них Старовойтов В.Ф., Лутченко В.А., Тухленков В.А., Китин С.И., Петренко
А.Г.
В 1979-году Командиром
авиапредприятия был назначен Терещенко Николай Николаевич, который возглавлял
славный коллектив Мирнинских авиаторов до 2002 года.
|
80-е годы стали годами наиболее стабильной работы коллектива. Более чем в два раза увеличился налет часов авиации ПАНХ, быстрыми темпами велось строительство жилья как в базовом а/п Мирный, так и в приписных а/портах Ленск,Витим. Росла и крепла производственная база, обновлялся вертолетный парк Ми-8. Авиапредприятие приступило к освоению полетов на самом грузоподъемном в мире вертолете Ми-26 . С чувством глубокой скорби и невосполнимой утраты, мы вспоминаем первый экипаж вертолета Ми-26, который начинал эксплуатацию и погиб при выполнении работ по обслуживанию геологов в районе г.Киренска 20 марта 1990 года. Вот их имена : Костюк Олег Владимирович - командир, Дружинин Валерий Владимирович - пилот/инструктор, Дрозд Валерий Григорьевич - б/инженер-инструктор, Кагонян Анатолий Саркисович -штурман/инструктор, Тешынский Константин Константинович - б/инженер, Домрачев Сергей Иванович - б/оператор-инструктор, Каримов Дамир Магнавиевич - бортоператор. Эти имена навечно будут вписаны в историю Мирнинского авиапредприятия.
В 1991 году Мирнинское Авиапредприятие входит в состав АК "Алмазы России-Саха". Это дало возможность в 1993 году получить современные грузовые самолеты ИЛ-76 ТД , которые успешно освоены молодым поколением авиаторов. Первыми командирами этих воздушных судов стали Тухленков В.А., Китин С.И., Аксаментов В.А.
В настоящее время летный коллектив ведёт подготовку экипажей для полетов за границу, по обеспечению грузоперевозок АК "АЛРОСА" и в целом Западного региона Республики Саха /Якутия/. И безусловно, история становления авиации алмазного края - это прежде всего люди - они её творцы.
Это и ветераны, стоящие у истоков авиапредприятия, специалисты, пришедшие позднее и те кто трудится совсем недавно. Они разные по возрасту и характеру, но их делают похожими добросовестное отношение к порученному делу, любовь к своему предприятию.
С чувством огромной благодарности сегодня мы вспоминаем первого командира Мирнинского авиапредприятия - Кузакова Владимира Васильевича, которого к сожалению уже нет среди нас, но начатое им дело успешно продолжает молодое поколение Мирнинских авиаторов.
В 1949 году в с.Сунтары на маленьком ПО-2, начал свою летную работу Краснов Сергей Дмитриевич, потом приехал в Нюрбу и рос вместе с авиапредприятием - командир АН-2 , ЛИ-2, ИЛ-14,командир авиаэскадрильи, командир АН-24 , сейчас на заслуженном отдыхе, живет в городе Мирном.
Орлов Виталий Анатольевич - летал на АН-2 , ЛИ-2, ИЛ-14, АН-24 , продолжает работать в авиапредприятии на наземной работе. Отличается исключительным трудолюбием. За самоотверженный труд награжден "Орденом Ленина".
Гуляев Сергей Иванович - первый начальник связи а/п Мирный, много сил и энергии вложил в оснащение радиотехническими средствами маленького , но так нужного в 50-е годы а/порта, для алмазников и геологов.
Драгун Анатолий Васильевич прошел путь от радиотехника до руководителя службы радиотехнического обеспечения полетов - основоположник оснащения радиолакационным оборудованием аэропортов авиапредприятия, живет в г.Бресте.
Ручков Николай Иванович - "Заслуженный пилот СССР" прошел путь от 2-го пилота до командира одного из лучших летных подразделений, за отличную подготовку летного состава ему присвоено это высокое звание.
Козлов Виктор Михайлович начал полеты на ПО-2 в 50-е годы. Но подлинный его талант, как летчика и воспитателя раскрылся когда он переучился на вертолеты.
Клименко Николай Иванович закончил училище в 1957 году и прошел нелегкий путь от авиатехника до ведущего инженера АТБ, находится на заслуженном отдыхе.
Остапчук Леонид Николаевич - пилот/инструктор самолета АН-24 , АН-26 , за заслуги по авиационному обслуживанию алмазной промышленности ему присвоено высокое звание "Заслуженный работник транспорта Республики Саха/Якутия/.
Не возможно сегодня хотя бы кратко описать заслуги и вклад наших ветеранов в дело становления и развития Мирнинского авиапредприятия, но не отметить их нельзя - это Мороз Е.Т., Петрухин Б.Д., Кононенко В.П., Ходос Н.И. ,Мазур Ф.М., Сергии Г.В., Моисеева Н.И., Трухин В.А., Ефстифеев Б.И., Резунов А.М., Чернобай В. Н.,Бабичева М.В.,Пустовой В.В.,Пасечнюк Л.Г., Васильев А.Ф., Бабенко А.А., Булгаков А.В.,Лебедев В.В., Иванченко Е.А., Качин-Пулло С.Б., Трушенков В.И., Старовойтов В.Ф., Радченко Л.С., Березкин Д.А.,Клименко Л.М., Бабичев Б.В., Дидик В.Г. и многие другие. Сегодня в авиапредприятии добросовестно трудятся более 250 ветеранов.
Авиаторы Мирнинского авиапредприятия АК "АЛРОСА" отдают себе отчет, что в условиях рыночной экономики отношения к работе должны быть другими.
Эффективность использования
воздушных судов, безопасность, культура обслуживания пассажиров и клиентуры,
непрерывность расширения рынка услуг - непременные условия выживания .